Депрессия, лечение депрессии

Депрессия – заболевание, наиболее характерными признаками которого есть патологически сниженное настроение с негативной, пессимистической самооценкой своего положения в обществе и своего будущего. Депрессивное расстройство настроения характеризуется нарушениями мыслительных функций, двигательной заторможенностью, снижением побуждений к деятельности и соматовегетативными нарушениями.

Клинические формы депрессий:
Меланхолия. Характеризуется сниженным тоскливым настроением, психической и физической заторможенностью. Сниженное настроение может иметь различные оттенки: от ощущения тоски и печали до глубокой угнетенности. В большинстве случаев превалирует угнетающая, безысходная печаль, которая нередко переживается не только как душевная боль, а тяжелое физическое ощущение (боль или тяжесть в области сердца и эпигастральной области). Все окружающее воспринимается в пасмурном, сером цвете.
Витальная депрессия. Характеризуется стертыми проявлениями меланхолии с беспричинным пессимизмом, печалью. Для нее характерны суточные колебания настроения.
Анатическая депрессия. Характеризуется дефицитом побуждений (желаний, стремлений), падением жизненного тонуса. Все поступки, как будто, теряют смысл и выполняются как необходимость, «автоматически».
Адинамическая депрессия. На первый план выступает слабость, бессилие, отсутствие стремлений, желаний, двигательная заторможенность и безразличие.
Астеническая депрессия. Сопровождается выраженными астеническими проявлениями в виде повышенной усталости и истощения, раздражительности. Ощущение усталости возникает даже при незначительных усилиях.
Ипохондрическая депрессия. На фоне сниженного настроения и разнообразных неприятных телесных ощущений у больных развивается убеждение в том, что они болеют тяжелым неизлечимым заболеванием.
Депрессия с проявлением навязчивостей. В клинической картине преобладают навязчивые проявления. Предметом навязчивых страхов может стать судьба родных и близких, страх причинить себе или окружающим тяжелых повреждений, выпрыгнуть с балкона, ударить ножом и др.

Существуют несколько методов лечения депрессии. Основная из них психофармакотерапия, которая подразумевает назначение лекарственных препаратов антидепрессантов различных групп. Многие пациенты отказываются применять антидепрессанты вследствие выраженных побочных эффектов. Есть большая группа пациентов, которым противопоказан прием антидепрессантов из-за тех или иных сопутствующих соматических заболеваний. Таким больным назначают психотерапию в различных ее модификациях.

См. подробную статью о применении современных эффективных методов лечения депрессии.