Детская нервность, лечение детской нервности

Под термином «детская нервность» подразумевают и болезненные состояния, и более или менее выраженные непатологические сдвиги в характере и различные отклонения в поведении. Мы будем говорить о детской нервности в строго медицинском понимании, имея в виду болезненные, патологические процессы – неврозы.

Причины детской нервности многообразны. Тут и грубые ошибки в воспитании, и постоянные нарушения правил гигиены и ухода за детьми, и различные заболевания, ослабляющие нервную систему (инфекционные болезни, травмы черепа, случайные отравления и т.п.). Довольно часто в детском возрасте наблюдается неврастения. Типичные жалобы – тяжесть в голове, головные боли, головокружение, резь в глазах при чтении и письме, усиленное сердцебиение, раздражительность. Дети подавлены, тоскливы, легко и быстро устают, не справляются с повседневными школьными заданиями. Явления истощаемости настолько выражены, что ребенок уже к третьему-четвертому уроку теряет способность воспринимать объяснения учителя, нарушается ночной сон, снижается аппетит.

Неврастения у детей как оказалось, вызывается определенными причинами, однако особую роль здесь играет непосильная ноша, которую мы наваливаем на детскую психику. И действительно, мы часто создаем для наших детей чрезмерные нагрузки, предъявляем к ним явно завышенные требования, заставляем их слишком много и многим заниматься.

Иногда у детей развиваются так называемые реактивные состояния. Причинами таких состояний бывают различного рода психотравмирующие ситуации. Дети становятся замкнутыми, угрюмыми, они пугливы, страдают бессонницей, плохо учатся, сторонятся сверстников. Нередко в детском возрасте встречаются нервные тики. Они проявляются в моргании, покашливании, подергивании головой, плечами, рукой.

Впечатлительные и несколько робкие дети иногда страдают особой формой невроза – навязчивыми страхами. Чаще всего эти страхи обусловлены разными ситуациями. Нельзя пугать детей. Напротив, нужно стараться активно ограждать их от различных устрашающих ситуаций. А ведь многие родители прибегают к запугиванию, как к педагогической мере.

Профилактика и лечение детской нервности. Огромное значение в предупреждении детской нервности имеет микроклимат семьи. В тех семьях, где умеют мужественно, не теряя равновесия, переносить трудности и невзгоды, где царит ровное настроение, дети развиваются гармонично физически и психически. Родители не должны забывать, что их отношение к детям должно быть всегда спокойным и твердым. Воспитывая ребенка надо стремиться к тому, чтобы наказание было скорее исключением, чем правилом.

В случае проявления симптомов заболевания необходимо обратиться к врачу-психотерапевту. Учитывая то, что в детском возрасте лекарственные препараты для лечения заболеваний нервной системы назначают крайне редко, основным методом лечения детской нервности является психотерапия.

Психотерапия у детей. Психотерапия является тем методом лечения, который должен был бы наиболее широко применяться в детском в детском возрасте. Это обусловлено необходимостью ограничения фармакотерапии у детей как из-за непереносимости некоторых препаратов, так и из-за частого возникновения у них аллергических состояний. В то же время известна высокая чувствительность психики к различным психическим воздействиям, на что указывает прежде всего распространенность заболеваний детского возраста психогенного характера.

Применяются следующие формы психотерапии в детском возрасте: рассудочная (рациональная), игровая, тренировочная, фармакопсихотерапия, суггестивная.

• Рассудочная психотерапия включает в себя разубеждение, разъяснение, совместное с ребёнком логическое построение, а также элементы морально-эстэтического воздействия. В детском возрасте существенное значение имеет арететерапия - воспитание у пациента мужественного отношения к своему заболеванию, формирование у него способности быть настойчивым, терпеливым.
  • Игровая психотерапия. Поскольку игра - одна из наиболее важных сторон жизни ребёнка, то, естественно, игровая психотерапия занимает в детском возрасте особенно важное место.
  • Тренировочная психотерапия - сочетание лечебных приемов, включающие аутогенную тренировку, (приемы угасания патологического рефлекса), некоторые принципы поведенческой терапии и различные формы самовнушения.
  • Фармакопсихотерапия - сочетание приемов психотерапии с действием седативных, снотворных или растормаживающих препаратов.
  • Гипносуггестивная психотерапия. У детей так же, как и у взрослых, могут быть три стадии гипноза (сомнолентность, каталепсия и сомнабулизм). Однако до 6-7 лету ребенка нельзя вызвать вторую и третью стадии гипноза и добиться постгипнотического внушения. Детям дошкольного возраста чаще всего проводят внушения в состоянии бодрствования и расширенный гипноз-сон (до 1 ч.), применяемый при всех заболеваниях, сопровождающихся астеническим синдромом. В возрасте 7-12 лет возможны и другие виды внушения, а с 12-13 лет суггестия мало отличается от той, которую проводят взрослым.