Заикание у детей, лечение детского заикания

Существуют различные степени заикания: от легкого, едва заметного для посторонних задерживания перед некоторыми слогами, до тяжелой формы, при которой заикающийся делает продолжительные усилия при произнесении необходимых ему слов. В последнем случае у говорящего иногда подергиваются мышцы лица, он помогает себе различными движениями тела, дергает головой, притопывает ногой и т.д. Заикание усиливается при волнении.

Начинается заикание чаще всего в трех-четырех летнем возрасте. Спустя некоторое время оно нередко проходит, а потом может снова появиться и держаться вплоть до школьного возраста. Если заикающегося ребенка не лечить, то в некоторых случаях он может заикаться всю жизнь. Непосредственным поводом к появлению заикания бывает испуг. Часто предшествующей заиканию причиной является психическая травма.

Заикание неблагоприятно влияет на поведение ребенка. Болезненно переживая за свой недостаток, мешающий общению с окружающими, ребенок растет застенчивым, не уверенным в себе и в своих возможностях. Он отделяется от товарищей, уединяется.

Сплошь и рядом взрослые неправильно подходят к проблеме заикания у детей, стараясь искоренить у них эту привычку замечаниями, а иногда и наказаниями. Этим они еще больше фиксируют внимание детей на заикании и тем самим усугубляют проблему.

В настоящее время заикание большей частью успешно излечивается, но это требует длительного и терпеливого труда. Лечение ведется индивидуально, с каждым пациентом. С большим успехом применяются различные методы психотерапии, особенно гипноз.