Синдром хронической усталости (СХУ) и его лечение.

Синдром хронической усталости (СХУ), что это такое? В медицинских кругах до сих пор не пришли к единому мнению, болезнь ли это, или это состояние организма на определенном этапе жизненного пути. Каковы причины этого состояния?

В зависимости от того, какой специалист говорит об этой проблеме, он старается выделить главную причину в развитии СХУ. Так, если тему СХУ обсуждает врач-вирусолог, он будет искать специфические вирусы (вирусы Эпштена-Барр, цитолигаловирусы, вирусы гриппа и др.) Если проблему СХУ подымает врач-инфекционист, естественно, по его мнению, главной причиной является какое-то инфекционное заболевание: грипп, пневмония и т.п. Если СХУ комментирует невропатолог или кардиолог, то краеугольным камнем в развитии СХУ является вегето-сосудистая дистония. Врач-имунолог ищет ослабление иммунитета, аллерголог – аллергию - и перечень можно продолжить.

Все это говорит о том, что проявления СХУ разнообразны. Я, как врач-психотерапевт, хочу осветить эту проблему с точки зрения психического здоровья. Во первых я абсолютно убежден, что синдром хронической усталости (СХУ) – это не отдельная нозологическая форма (заболевание), а состояние организма на каком-то этапе жизни человека, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов. Что мы знаем о психической норме и патологии? Здоровье и болезнь: две формы существования человека, две формы бытия. Что такое психическое здоровье? Его определяют обычно таким образом: «Психическое здоровье – это определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах».

Характерные жалобы, предъявляемые больными при синдроме хронической усталости: «Сначала я обратил внимание, что очень быстро утомляюсь при малейшем физическом напряжении. Работа, которая раньше выполнялась мною шутя, теперь оказывается просто непосильной. Появилась слабость, потливость, учащенное сердцебиение. Не только физический, но и умственный труд стал непродуктивным и вызывает сильную усталость. При чтении не могу сосредоточиться, «выбиваюсь» из текста, не понимаю содержания, только тупо вглядываюсь в строчки. Возникают головная боль, шум в ушах, слезоточивость, перед глазами мелькают какие-то мушки. С досадой бросаю чтение, так как вижу, что ничего не получается, крайне возбудим, вспыхиваю как порох, по малейшему поводу. Стал несдержанным в отношениях с людьми, конфликтую по самому пустячному поводу, могу допустить бестактность и грубость. Выматываюсь за день, не нахожу себе покоя и ночью. Ворочаюсь в постели и не могу заснуть, наступившая дремота прерывается от любого шороха. Лишь под утро ненадолго отключаюсь, но сон очень чуткий. Встаю с тяжелой головой, разбитый и вялый. Ухудшился аппетит, появились тянущие боли в руках, ногах, пояснице. Чтобы подбодрить себя, повысить тонус, пью по несколько раз в день крепкий чай, кофе, много курю. Дождавшись очередного отпуска, решил отдохнуть, но отдых не принес ожидаемого облегчения: слабость, вялость и утомляемость продолжают оставаться».

Возможности сохранения нервно-психического здоровья у человека достаточно велики. И все же под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов они в той или иной степени могут снижаться. Больше всего, по мнению ученых этому способствуют следующие три обстоятельства: гиподинамия, гиперфагия и гиперпсихия.

Прошлые времена характеризовались гипердинамией – высокой двигательной активностью и подвижностью. Теперь же мы все больше и больше встречаемся с противоположным явлением – гиподинамией, проявляющейся в малой подвижности, сидячем образе жизни. Малоподвижность и вызываемый ею «мышечный голод» рано или поздно приводят к неблагоприятным последствиям и, прежде всего, к нарушению процессов обмена веществ и всей жизнедеятельности организма.

Изменилось у нас и отношение к пище. Многовековой дефицит питания вплоть до массовых эпидемий голода сменился в последнее время гиперфагией (перееданием). Ввиду избыточного усвоения организмом энергетических веществ (калорий), наступающего в результате систематического переедания, все больше уменьшается расход энергии. В этом процессе участвуют не только биологические, но и психологические механизмы. Люди, склонные к перееданию, со временем начинают все чаще прибегать к еде тогда, когда организм этого не требует. Известно, например, что полные люди едят чаще, даже когда в пище нет потребности, и, в отличие от худых, лишены возможности точно дифференцировать как чувство голода, так и чувство насыщения.

И последний элемент триады – гиперпсихия. Имеется ввиду повышенные требования к внутренним резервам психики, постоянные перегрузки, испытываемые человеком в связи с изобилием потока информации, который достиг небывалого объема, особенно теперь, в период научно-технического прогресса.

Конечно, описанной триадой далеко не исчерпываются причины, вызывающие СХУ. Этих причин очень много. Вот некоторые из них, наиболее существенные. Синдром хронической усталости часто развивается на фоне ослабления нервной системы, являющегося следствием физического и умственного переутомления, какого-либо инфекционного процесса (грипп, ангина, пневмония и.т.п.), длительного заболевания внутренних органов. Непосредственно провоцирующей причиной СХУ могут оказаться как однократные сильные психические травмы, так и более слабые, но длительно действующие. Последние, суммируясь, также приводят к развитию СХУ. Весьма значительным для человека является все, что так или иначе затрагивает его будущее. Он встает перед необходимостью принятия решения: как поступить в дальнейшем? В зависимости от того, к какому он придет решению, по разному может сложиться его судьба. Пока человек не избрал какую то линию поведения и не стал действовать в соответствии с ней, у него отмечается напряженность, беспокойство, тревога. Ситуация, в которой он находится, продолжает оказывать на него болезнетворное действие.

Лечение синдрома хронической усталости. Как «победить» синдром хронической усталости? Важная особенность начальной стадии СХУ – это его обратимость, причем в отличие от других заболеваний, он не требует специального медикаментозного лечения. Изменение жизненной ситуации, непродолжительный отдых, нормализация режима работы и отдыха, достаточный сон, устранение по возможности психотравмирующих ситуаций – этого обычно бывает достаточно для оказания благотворного действия на нервную систему, для приведения ее в полное равновесие.

В случае длительно протекающего и выраженного СХУ необходимо обратиться к врачу-психотерапевту. Психотерапевтическое воздействие способствует тому, что человек получает представление о психологических механизмах своей болезни, начинает четко осознавать факт искаженного восприятия происходящих в организме биологических процессов, что в итоге позволяет ему понять ошибки в его реагировании на физическое неблагополучие. Большое значение имеет помощь психотерапевта в раскрытии больному причин имеющегося у него «внутреннего конфликта», в изменении его ценностных ориентаций и установок, в мобилизации его усилий на преодоление существующих трудностей. Проводимое психотерапевтом индивидуально в каждом случае специальное обучение методом сознательного и активного противодействия болезненным проявлениям непременно приносит свои плоды – формирует у человека оптимистическое отношение к своему состоянию, твердую уверенность в избавлении от недуга, помогает увидеть перспективу, выработать у себя новые, иные взгляды на свою болезнь, на свое настоящее и будущее.