Гипнотерапия (гипноз)

Один из методов психотерапии, при котором внушение является основой лечебного воздействия, есть гипноз.

Слово гипноз появилось в начале ХІХ века. Однако состояния, которые оно обозначает, можно было наблюдать еще в древние века. Гипноз не использовался тогда в лечебных целях. Интерес к нему проявляли лишь представители религии: маги, мистики, служители культа.

Гипноз – это разновидность сна, который отличается от обычного тем, что является как бы неполным, частичным. В состоянии глубокого гипноза торможение захватывает большую часть коры головного мозга, оставляя бодрствующими некоторые ее участки, которые воспринимают слуховые раздражители – слова гипнотерапевта. Поскольку представления, вызываемые словами гипнотизера, не встречают при заторможенном состоянии коры головного мозга какого-либо противодействия, внушенные образы целиком овладевают психикой больного и превращаются в соответствующие их содержанию состояния. Гипноз оказывает то влияние на психику человек, которое называется внушением. Оно есть не что иное, как создание определенного эмоционального состояния с помощью одних лишь представлений об этих состояниях.

Суть внушений заключается у вызывании тех или иных ассоциаций в сознании. Человек в гипнозе засыпает под влиянием слов. «Податливость» гипнозу у людей неодинакова: один на первом же сеансе погружается в глубокий сон, другие засыпают на повторных сеансах, у третьих можно вызвать только состояние дремоты. Погружая больного в гипнотический сон врач произносит слова внушения, содержание которых сводится к устранению тех или иных болезненных переживаний (например, невротических страхов, навязчивых мыслей, вызывает у пациента отвращение к алкоголю, табаку, наркотикам и т.п.). Врач внушает больному спокойствие, бодрость, уверенность, душевное равновесие. Очень часто уже после первого сеанса уменьшается выраженность болезненных расстройств. Для получения стойкого улучшения или полного выздоровления требуется обычно не менее 10 сеансов.

Лечебный эффект не всегда зависит от глубины гипнотического сна. Нередко хорошие результаты отмечаются и при поверхностном неглубоком сне. С помощью гипноза у больного можно ликвидировать различные расстройства деятельности внутренних органов, так как каждый из них имеет в коре головного мозга свое «представительство». Поэтому воздействуя словом на кору головного мозга можно оказать влияние на работу того или иного органа. Внушением при гипнозе снимают, конечно, только те отклонения в работе внутренних органов, которые не связаны с патологическими изменениями клеток и тканей и обусловлены лишь функциональными нервными расстройствами. При этом следует иметь ввиду, что гипноз может принести пользу только при условии правильного его применения врачом-специалистом. Внушение в гипнотическом сне устраняет не только проявления неврозов, а и дезактуализирует причины, которые его породили. И поэтому гипнотическое внушение – важный метод психотерапии, обеспечивающий успокоение больного, снятие у него напряжения и чрезмерной чувствительности, устранение личностных невротических симптомов, изменение отношения больного к психотравмирующей ситуации.

До сих пор встречаются еще различного рода неправильные суждения о гипнозе, иногда препятствующие его использованию в качестве лечебного метода. Некоторые пациенты высказывают страх такого рода: « А вдруг после сеанса я не проснусь, вдруг врач не сможет разбудить меня?» Этот страх совершенно не обоснованный. Даже если врач не делает никаких попыток разбудить загипнотизированного человека и оставляет его спящим, человек через некоторое время просыпается сам и чувствует себя хорошо, как это бывает после обычного физиологического сна.