Самовнушение

Методики самовнушения применяются при любых формах неврозов, но особенно они эффективны в случаях преобладания соматических и висперальных расстройств (желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых, вегето-сосудистых и др.).

Самовнушение эффективно при астенизации, преобладании тревожно-мнительных характерологических особенностей, неуверенности в себе. Его можно использовать как на ранних, так и на завершающих этапах лечения больных неврозами.

Обычно перед засыпанием в вечернее время либо при пробуждении, а также по возможности в течение дня пациент несколько раз произносит короткие формулы. Любая модификация психотерапевтического воздействия должна быть предварительно обсуждена с психотерапевтом. При включении новых формулировок в процессе лечения следует ориентироваться на психопатологическую и соматическую неврастеническую симптоматику. Достоинством этого метода является активное привлечение к процессу лечения самого пациента.

Формулы самовнушения многогранны. В одних случаях они носят характер прямого внушения (самоприказ, самозапрещение, саморазъяснение, самоубеждение), в других – косвенное самовнушение. В ряде случаев формула самовнушения может носить характер самоубеждения, самоуничтожения, императивного самоприказа с преобладанием категоричности в том или ином конкретном требовании, предъявляемом к себе пациентом. С помощью самоутверждения больной формирует твердость в достижении поставленной цели, уверенность в себе.

Опыт использования различных модификаций самовнушения при неврозах показывает, что в них сочетаются элементы ауто и гетеросугестии и при этом важную роль играет профессионализм лечащего врача. Однако большое значение имеет сознательная активность пациента, ищущего наилучшие способы преодоления болезненных расстройств и утверждающего свою полноценность.