Невроз навязчивых состояний, лечение невроза навязчивых состояний.

Главной причиной этой болезни является острая или хроническая психическая травма. К развитию навязчивых состояний нередко приводят различного рода конфликтные травмирующие ситуации. Иногда навязчивые состояния возникают и по условно рефлекторным механизмам. Обычный раздражитель, действия которого совпало по времени, например в состоянии сильного страха, в последующем уже самостоятельно может вызвать повторный приступ страха. Один из наших пациентов длительное время страдает икотой. Обнаружилось, что впервые приступ икоты возник во время обеда в гостях. В последующем, больной, постоянно боялся, что приступ икоты возникнет во время еды, и, как правило, вслед за этим опасением возникал и приступ.

При неврозе навязчивых состояний картина болезни складывается из различных представлений, мыслей, страхов, действий, непроизвольно вторгающихся в их сознание, необоснованность которых больные понимают, с которыми они борются, но преодолеть их не могут. Болезненные представления, обычно носят характер ярких неотвязных воспоминаний (отдельные слова или фразы, зрительные представления и т. п.). Навязчивые мысли могут выражаться в виде сомнений, опасений, неотступно преследующих человека. В некоторых случаях возникает мучительное состояние неуверенности того или иного действия со стремлением вновь и вновь проверить его выполнение. Навязчивые действия у больных обычно носят характер мер "преодоления" страхов, часто эти действия принимают форму своеобразных ритуалов.

Не менее тяжело переживают больные навязчивые опасения. Например, возникает мысль о невозможности совершить какое-либо привычное действие. Страдающего этим неврозом артиста перед выходом на сцену преследует навязчивое опасение, что он забудет текст роли, человека, долгое время находившегося в постели из-за болезни, что он не сможет ходить. Иногда степень выраженности навязчивых опасений такова, что больные действительно не могут совершить знакомое автоматизированное действие. По своей природе навязчивые состояния можно разделить на две группы. В одной из них четко прослеживается связь между психотравмирующим фактором и возникновением болезни. Примером может служить страх у человека перед собакой, в прошлом укусившей его. В другую группу включаются те навязчивые явления, при которых трудно выделить какой-либо определенный внешний раздражитель, их вызвавший. Сами больные не улавливают связи, допустим, между навязчивым страхом заражения и каким-либо конкретным фактором. Даже, врачу, анализирующему заболевание такого пациента, требуется подчас много усилий, чтобы выделить патологическое звено, обусловившее возникновение невроза. Течение заболевания волнообразное. Болезненные симптомы могут то ослабевать, то исчезать полностью, то резко нарастать в своей интенсивности. Усиление навязчивых явлений чаще всего происходит либо при возобновлении психотравмирующей ситуации, либо при ослаблении организма, переутомлении, длительном недосыпании и т. п.