Неврастения, лечение неврастении

Этот вид невроза отличается самой большой распространенностью. В переводе неврастения означает «нервная слабость». Заболеванию чаще всего предшествует переутомление, связанное либо с недосыпанием, либо с длительным умственным или физическим напряжением. На этом фоне всевозможные отрицательно действующие факторы – острый или затяжной конфликт, неприятности на работе, в личных отношениях, предъявление к человеку непомерных требований – приводят к неврозу. К наиболее характерным симптомам неврастении относятся: раздражительность, повышенная возбудимость, головная боль, расстройства сна (бессонница, прерывистый сон, кошмарные сновидения, сноговорение), тягостные ощущения в области головы и сердца, сердцебиение, тахикардия, брадикардия, аритмия, спазмы, тревога, страх, тоска, колебание настроения, безразличие, апатия, неустойчивость эмоций, плаксивость, головокружение, тошнота, рвота, неприятные ощущения в разных частях тела, "нехватка " воздуха, одышка, пониженный аппетит, саливация, сухость во рту, боль в животе, в груди, "отрыжка воздухом" "спазмы " кишок, слабость, утомляемость, разбитость, потливость, снижение работоспособности, внимания, рассеянность, ухудшение памяти,замедление мыслительных процессов, заторможенность моторики, запоры, поносы, ощущение "жара" или " холода", учащенное мочеиспускание, задержка мочи, снижение половой функции, дрожь в теле, озноб, непереносимость яркого света или шума, онемение рук, ног ,разных частей тела, эмоциональная неустойчивость, ранимость, конфликтность и т.д.

Лечение неврастении должно быть комплексным и включать в себя, как медикаментозные, так и психотерапевтические методы воздействия. Медикаментозное лечение применяют на разных этапах течения неврастении в тесном содружестве с психотерапевтическими методами. Процесс лечебных воздействий может быть кратковременным и более продолжительным, поэтапным. Медикаментозная терапия располагает достаточным арсеналом фармакологических препаратов, которые назначаются с учётом ведущего патологического симптома. Психотерапия неврастении зависит от ряда особенностей: 1) характером конфликтных переживаний; 2) многообразием клинических проявлений; 3) сложным сочетанием эмоциональных, соматических, вегето-висцеральных и др. растройств; 4) различными типами течения болезни (острое, волнообразное, хроническое); 5) возрастными особенностями. Из психотерапевтических методов больные неврастенией предпочитают гипноз в различных модификациях (индивидуальные и групповые сеансы), самогипноз, аутогенную тренировку.