Нейроциркуляторная дистония

Нейроциркуляторная дистония – это многопрофильная болезнь, характеризующаяся разнообразными клиническими симптомами, среди которых наиболее стойкими и частыми являются сердечнососудистые расстройства, респираторные и вегетативные нарушения, астенизация и плохая переносимость сложных жизненных ситуаций.

По характеру клинических проявлений выделяют при основных типа течения нейроциркуляторной дистонии: гипотонический, гипертонический и кардиальный, характеризующийся болевыми симптомами со стороны сердца и нарушением ритма при нормальном артериальном давлении.

В отечественной литературе функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы описаны как сердечно-сосудистые неврозы, их рассматривали как одно из проявлений неврастении. Согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра, нейроциркуляторная дистония отнесена к рубрике психических заболеваний.

По мнению Б. Д. Карвасарского под неврозом следует понимать психогенное расстройство, возникающее в результате нарушений особенно значимых жизненных отношений человека. Невротические состояния - это обратимые нарушения высшей нервной деятельности, не сопровождающиеся грубыми психическими расстройствами.

В формировании функциональной патологии сердечно-сосудистой системы огромное значение имеет врожденная неустойчивость сосудистого тонуса, повышенная его реактивность, характеризующаяся симпатико-адреналовыми или парасимпатическими реакциями. Помимо обилия стрессовых ситуаций, типичных для современной жизни, происходит также астенизация населения в связи с ежегодными эпидемиями гриппа, «сезонными» ОРВИ, злоупотреблением алкоголем, наркотиками, табаком, лекарственными препаратами. Велик объем неоправданных медицинских исследований, травмирующих психику и создающих иллюзию тяжелого заболевания.

В клинической картине нейроциркуляторной дистонии четко прослеживается две группы симптомов. Первая группа включает неспецифические симптомы общеневротических нарушений, свойственных всей группе неврозов.

Ко второй группе относятся симптомы функциональных нарушений внутренних органов, среди которых доминируют сердечно-сосудистые расстройства. Из них выделяют кардиальный синдром, сопровождающийся болевыми ощущениями в области сердца, нарушения ритма, повышенным или пониженным артериальным давлением и часто встречающемся синдромом респираторных расстройств (нехватка воздуха, комок в горле). К наиболее характерным общеневрологическим признакам нейроциркуляторной дистонии относят повышенную раздражительность. Больные нездержаны, вспыльчивые, их волнует каждая мелочь, в связи с чем они нередко тратят впустую много сил и энергии для преодоления несоответствующим этим затратам препятствий. Неуравновешенность характера является следствием нарушения процесса торможения в центральной нервной системе.

Настроение у больных крайне неустойчивое, оно легко ухудшается, чему способствует любая незначительная неудача, которая тревожит и беспокоит, надолго выбивает из строя и снижает работоспособность. Отмечается плохая переносимость эмоций, в особенности отрицательных. Весьма типичны такие черты, как обидчивость, нерешительность, неверие в себя, что, в сочетании с неуравновешенностью характера, приводит к частым жизненным конфликтам и психоэмоциональным реакциям.

По утрам больные мало работоспособны из-за плохого настроения, чувства общей слабости и разбитости, наблюдается низкая продуктивность. Однако они постепенно включаются в работу и могут достичь высоких результатов, при этом нередко может быстро возникнуть утомление, ощущение полной исчерпанности душевных и физических сил. Больные рассеяны, неспособны сосредоточиться, нередко у них ослаблена фиксационная память, но профессиональная память обычно полностью сохранена. Снижение работоспособности считают одним из важнейших проявлений нейроциркуляторной дистонии.

Очень частые нарушения сна в виде бессонницы: больные засыпают с трудом, часто просыпаются, спят мало, ночной сон не освежает, утром они чувствуют себя разбитыми и не отдохнувшими.

Одно из основных невротических расстройств – головная боль. Она непостоянна, часто беспокоит по утрам, усиливается или появляется под воздействием различных неблагоприятных жизненных ситуация, в особенности неприятных эмоций, психоэмоциональной перегрузки. Следует отметить так называемую метеозависимость у таких больных: резкое ухудшение общего состояния под влиянием неблагоприятных погодных факторов (туман, дождь, ветер), сопровождающееся появлением головной боли. Ее интенсивность и локализация могут быть различными, но преобладает боль малой и средней интенсивности, диффузного характера, которая нередко квалифицируется как  тупое давление. У женщин приступы головной боли нередко совпадают с началом менструального цикла или предшествуют ему. Иногда возникают головокружения, неустойчивость походки,  у единичных больных обмороки.

Типичны различные фобии, постоянный страх за свое здоровье, что усугубляет тревожное состояние. Чаще всего больные опасаются вследствие развития инфаркта или инсульта стать инвалидами.

У некоторых больных отмечаются своеобразные дизурические расстройства, особенно типично учащенное мочеиспускание под влиянием неприятных эмоций.

Типичным проявлением нейроциркуляторной дистонии является жалобы на болезненные ощущения со стороны внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы: боли в области сердца, учащенное сердцебиение, нарушение ритма сердца.

Более подробно расстройство со стороны сердечно-сосудистой системы при нейроциркуляторной дистонии будут осветлены в следующей статье «Функциональные заболевания сердечно-сосудичтой системы».

Лечение больных с нейроциркуляторной дистонией

При лечении больных с нейроциркуляторной дистонией в первую очередь используют психотерапию и седативные (успокаивающие) средства, причем применение психотерапии на фоне седативных средств дает более выраженный эффект. К специальному лечению прибегают в тех случаях, когда  указанные меры не дают должного эффекта.

Психотерапия в широком смысле слова представляет собой систему лечебного воспитания и перевоспитания больного человека. Цель психотерапии – воздействовать на личность больного методом убеждения и внушения, способствуя мобилизации его защитных сил, облегчить его страдания, болезненные симптомы, разъяснив их характер, изменить отношение пациента к себе, своему состоянию, окружающей среде. Методы и формы психотерапии должны быть индивидуальными, зависящими от особенностей личности больного. Существуют два основных его метода: психотерапия в бодрствующем состоянии и гипнотерапия.

Кроме того огромное терапевтическое воздействие оказывает самовнушение, специальная методика, которая получила название аутогенной тренировки.

В развитии самовнушения различают три этапа. На первом этапе врач создает у пациента веру  в возможность эффективного лечебного самовоздействия и его способность обладать специальной техникой, на втором этапе больной обучается «самопогружению». Под руководством врача, больной тренируется неторопливо и неоднократно до тех пор, пока не сможет вызвать «погружение» самостоятельно. И третий этап – непосредственное лечебное внушение, которое проводиться путем тщательно подготовленных понятных больному, для ликвидации болевых ощущений, нарушений ритма сердца (тахикардии экстрасистолии) нормализации артериального давления и т.п.

Медикаментозное лечение

Назначая то или иное психотропное средство всегда следует помнить о возможности привыкания к нему, развития пристрастия. Кроме того, эти средства недостаточно эффективны в тех случаях, когда психотравмирующая ситуация не устранена, на этом фоне возможны даже ухудшения самочувствия. Вследствие этих причин медикаментозную терапию психотропными средствами рассматривают только как вспомогательную при проведении психотерапии.