Послеродовая депрессия:  лицо и маски

Депрессия – психическое расстройство, наиболее характерными признаками которого есть патологически сниженное настроение с негативной пессимистической оценкой себя, своего состояния в будущем и своего будущего.

Причины, вызывающие послеродовую депрессию:

Условно можно выделить две причины послеродовой депрессии.

1. Физиологическая. Сразу после родов выработка эстрогенов и прогестерона (женские половые гормоны), которые во время беременности вырабатывались в больших количествах, резко сокращается. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему и влияет на самочувствие и эмоциональное состояние женщины.

2. Психологическая. Зависит от характера женщины и ее способности реагировать на происходящее вокруг. Иногда молодой маме кажется, что она не в состоянии справится с возложенной на нее природой роль, и, если речь идет о рождения первого ребенка, все время боится совершить какую либо ошибку, ухаживая за ним. К этим страхам добавляется и обычная физическая усталость, связанная с новыми обязанностями.
Не существует определенного возраста или других критериев, которые позволили бы определить предрасположенность к послеродовой депрессии. Ей подвержены женщины всех возрастов, сословий и национальностей. Она не зависит от того, в который раз вы становитесь матерью: в первый или в третий. Она может настигнуть вас в первые дни после родов на протяжении года.

Диагностические критерии депрессии:

- Пониженное настроение по сравнению с нормой, характерной для индивидуума, которое переживается практически ежедневно, имеет значительную продолжительность в течение дня и которое длится не менее 2 недель.
-  Потеря интереса и удовлетворения от деятельности, что обычно связана с позитивными эмоциями.
-   Снижения энергии или быстрая утомленность
-   Снижения способности к концентрации внимания
-   Ощущение вины и самообвинение
-   Снижение самооценки и ощущение неуверенности в себе
-   Пасмурное или пессимистическое ведение будущего
-   Мысли или действия, которые касаются самоповреждения
-   Двигательное возбуждение или заторможенности.
-   Нарушения сна
-   Отсутствие аппетита

Трудности, возникающие в определении послеродовой депрессии, связаны с тем, что на ряду с классическим расстройствами, такими, как нервозность, страх, апатия, чувство постоянного беспокойства, женщина начинает страдать бессонницей. Это еще больше мешает ей восстановить силы после тяжелого дня. Женщина начинает чувствовать вину перед ребенком, а также собственную неполноценность. Появляется капризность, слезливость, безразличие к ребенку, страх одиночества, и в тоже время стремление к уединению. Появляется негативное отношение к мужу и самой себе, послеродовая депрессия может протекать под различными «масками».

Маски депрессии

Депрессии, что приобретают соматические «маски» - соматизированные депрессии, часто встречаются в послеродовом периоде. Депрессия «скрывается» за фасадом разнообразных жалоб соматического характера, что проявляется стойкими алгиями с локализацией болей практически в любой части тела. Чаще всего встречаются цефалгии (головная боль), боль в спине, кардиалгии, абдоминалгии (боль в животе), невралгии, артралгии (в суставах), зубная боль и иные другие. Маскированные депрессии имеют тенденцию к затяжному или хроническому лечению.
Тесная взаимосвязь соматовегетативных расстройств с депрессивными проявлениями подтверждаются эффективностью антидепрессивной терапии и безуспешностью лечения этих состояний разными общемедикаментозными средствами.

Когда нужно срочно обращаться к врачу

К врачу необходимо обратиться при следующих признаках:
- ребенку больше месяца, а вы не испытываете к нему никаких добрых чувств;
- ребенку меньше месяца, а вы уже дважды ударили малыша;
-  вы не можете удержаться от не сильных, но злобных шлепков;
-  вы систематически орете на ребенка;
-  вы плачете все время, пока не спите;
-  вы не можете есть;
-  вы не можете выходить из дома без сопровождения;
- у вас бессонница;
-  ваше состояние угрожает Вашей жизни;
-  ваше состояние угрожает здоровью ребенка или его жизни.

Как помочь близкому человеку в борьбе с депрессией

Семья – мощный источник поддержки для пациентки. Постоянная поддержка семьи, друзей играет огромную роль в лечении пациентки с послеродовой депрессией. Это так, как - будто, «душа человека снова учится ходить». Ребенку, который учится ходить, постоянно протягивают, для поддержки руку. Каждый раз ему удается самостоятельно сделать несколько шагов. Проходит время и ребенок уже не нуждается в вашей руке и начинает ходить самостоятельно. Подобная ситуация происходит и с матерью, которая старается избавиться от депрессии. Именно при этом заболевании сотрудничество матери, психотерапевта и семьи – очень важно. Кроме того, именно семья должна активно сотрудничать с врачом психотерапевтом в разработке и внедрения в жизнь разнообразных возможных вариантов помощи выходу с депрессии близкого вам человека.

Конкретные стратегии поведения

-  Планируйте приятные события. Сначала необходимо запланировать хотя бы один вариант приятного проведения времени раз в неделю, а дальше постоянно увеличивать круг возможных развлечений.
-  Повышайте уровень активности. Необходимо больше времени проводить с женщиной вместе. Это могут быть прогулки, посещения концертов, обсуждения кинофильмов и др.
-  Определите символическую награду за реализацию планов, пусть это будет приятный сюрприз.
-  Систематически фиксируйте успехи и больше хвалите женщину.
-  Психотерапевтическая помощь заключается в виде разъяснительных бесед с пациенткой, обучению техники релаксации, применения гипноза, что обеспечивает для женщины:

1. улучшения способности к саморегуляции, создание безопасности для обнаружения и сознания скрытых агрессивных чувств, которые перекрывают депрессию, вину и печаль:
  2. изменение стереотипа отношений и поведения вследствие изменения представлений о себе и окружении;
  3. адаптация к окружению;
  4. уменьшение чувствительности к повседневному стрессу;

Психотерапевт часто становится для депрессивной пациентки «доминирующей личностью ее привязанности», и поэтому больная делегирует ему роль единого и всемогущего спасителя.
Применение медицинских препаратов из группы антидепрессантов строго по медицинским показаниям и в случае крайней необходимости. Это связано с тем, что большинство из них способны проникать через плаценту, а также переходить в материнское молоко. В этой ситуации сохраняется риск токсического воздействия препаратов на плод и ребенка.